развитие речи
Главная проблема не в методике развития речи, а в создании таких условий, когда развитая речь оказывается лично человеку нужна, и нужна именно в развитой форме.
Вот мы начинаем говорить о будущем фильме – обсуждать поведение персонажей. Чтобы создать фильм из отдельных сцен, нам надо эти сцены НАЗВАТЬ. Назвать персонажей, сказать друг другу, что они делают, как, когда и в каком порядке.
Наш будущий фильм – это рассказ – "Что за чем произошло и к чему всё привело". Он составлен не из словесных фраз, но строится по тем же законам, что и любой рассказ. В нём должна быть завязка, кульминация, развязка. Он не должен быть слишком затянут – иначе зритель утратит интерес к происходящему. Он не может быть слишком короток – зритель не успеет войти в нужное настроение или просто вникнуть. Все эти свойства мультипликационного рассказа вполне соответствуют аналогичным свойствам рассказа устного или письменного.
А если мы делаем фильм целой компанией? Тут уж становится совершенно необходимой общая способность говорить и договариваться – например, называть героев и сцены. Умение внятно рассказать и описать то, что ты имеешь в виду, чтобы позволить другому воплотить твою идею. А этот другой тоже развивает свою и твою речь, потому что переспрашивает. Процесс идёт, "саморазвиваясь" и "самоподдерживаясь".
Конечно, можно представить себе подлинно творческий процесс, приводящий к замечательным результатам в мультипликационном творчестве, и слабо развивающий речь участников (или развивающий, но несколько "вкось") – но мы-то с Вами говорим не просто о создании произведения искусства или технологической инструкции – мы говорим о комплексном образовательном процессе.
Итак, вот перечень ключевых точек нашего обсуждения сценария:
1. Называть персонажей и их действия
2. Называть сцены – части сценария
3. Составлять внятные инструкции друг для друга в процессе работы над фильмом
4. Составлять рассказы (сценарии), как творческий материал и исходный материал для взаимодействия
5. Озвучивать персонажей
|