мультики и школа
Педагогический аспект работы над мультфильмом
Заметим, что, создавая фильмы в школе, мы строим образовательный и воспитательный процесс, не прекращая его ни на минуту. Из этого следует простой вывод. Те ситуации, которые с точки зрения просто студии мультфильмов являются проходными, могут быть очень важными с точки зрения учения и воспитания участников студии.
Дело не в возможности время от времени произнести назидание (кстати, в нужном месте и в нужное время – очень хорошо!) – важно просто понимать, какие умения, навыки, личностные свойства мы можем выработать у учеников, занимаясь с ними мультипликацией. Серьёзное и систематичное рассмотрение этого вопроса – дело большой общей работы для учительского сообщества и для каждого отдельного учителя. Некоторые примеры таких возможностей мы давно собираем, и будем их время от времени упоминать в этих материалах.
Где же, на каких уроках, ученики научатся делать мультфильмы? Информатика? Изо? Может быть, литература? Очевидно, что лучше всего была бы комплексная многоуровневая программа, в которой отдельные составляющие подкрепляли бы друг друга и работали как на выработку мультипликационных навыков, так и на школьные предметы. Благо у мультипликации очень большой образовательный потенциал. Мультипликация и школьные предметы – взаимодействие
Мультипликация – универсальный инструмент. В каждом школьном предмете ей найдётся место. Мы собрали далеко не полный перечень разнообразных возможностей – конструктивных идей создания и использования самодельных мультфильмов на разных предметах и вообще по разным поводам в школе.
3 уровня включения мультипликации в процесс передачи знаний.
• Использовать готовый мультфильм, уже созданный кем-то заранее.
• Создавать мультфильм на нужную тему собственными силами или силами коллег, учеников, внешних мастеров.
• Использовать сам процесс создания мультфильма как элемент образовательного процесса, как инструмент познания.
Может быть, Вы в первую очередь выхватите блок идей, касающийся Вашего предмета. Это очень естественно. Но потрудитесь взглянуть и по сторонам. Возможно, в идеях для других найдётся и что-то полезное Вам. Или Вам придёт в голову что-то совсем новое в результате этого знакомства. Мы вовсе не хотим навязать Вам именно эти формы работы и сценарии, наша задача только помочь найти Вам удобную и нужную форму жизни с этой технологией.
В каждом предмете можно выделить две основных компоненты (с точки зрения нашей мультипликационной темы):
1. то, что может мультипликационная техника дать этому предмету – в его освоении, в реализации его задач, в представлении процессов и результатов. Чаще всего, это та или иная демонстрация динамически меняющихся процессов, возможность их виртуального моделирования собственными силами,
2. потребность самой мультипликации в этом предмете – что может дать знание физики или оптики или основ композиции литературного произведения для создателя мультфильма.
Мы не всегда будем в тексте различать эти два встречных, взаимно поддерживающих, потока. И именно поэтому считаем нужным их различить в самом начале нашего короткого методического очерка.
|